Как уберечь ребенка от суицида. Рекомендации родителям и педагогам
Самоубийство - это реакция ребенка на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Я хочу рассказать Вам, уважаемые родители, о причинах детского суицидального поведения, признаках, по которым можно понять, что ребенок задумал неладное, а так же о том, как Вы можете предотвратить появление суицидальных мыслей у своего ребенка.
Ситуации, которые могут спровоцировать самоубийство ребенка:
- Конфликтные отношения в семье;
-Насилие в семье (физическое, психическое, сексуальное);
- Недостаток внимания и заботы;
- Авторитарное властное поведение родителей;
- Развод родителей;
- Психические отклонения у родителей;
- История самоубийства и суицидальные попытки в семье;
- Смерть значимого человека;
- Разрыв отношений с любимым человеком;
- Конфликты со сверстниками;
- Переживание обидной, несправедливой, оскорбительной ситуации, унижающей чувство собственного достоинства;
- Постоянные издевательства, запугивание со стороны сверстников;
- Высокие требования к учебе и ожидание результатов, которых подростку сложно достичь.
- Нежелательная беременность, аборт и его последствия;
- ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
- Серьезная физическая болезнь;
- Психические расстройства ребенка (депрессия, психоз, дезадаптация, отклоняющееся поведение).
Мотивы суицидального поведения
- Обида, чувство одиночества, отчужденности, непонимания со стороны родителей или сверстников;
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
- переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей их семьи;
- Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- Страх позора, насмешек или унижения;
-Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- Страх наказания, нежелания извиниться;
- Подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ.
Симптомы суицидального поведения детей или как понять, что Ваш ребенок думает о самоубийстве
- Внезапная замкнутость и отказ от общения, самоизоляция, снижение поведенческой активности. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
- Внезапное изменение поведения, когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности.
- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе;
- Безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду, несоблюдение правил гигиены, изменение привычек сна и/или питания.
- Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
- Безразличные или наоборот неадекватные реакции на ситуации неудач в повседневной жизни.
- Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом человека обратить на него внимание, помочь ему;
- Употребление спиртного и/или наркотических средств;
- Совершение неоправданно рискованных поступков;
- Внезапное снижение школьной успеваемости, активности, потеря интереса к окружающей жизни;
- Противоречивость в отношениях и мыслях, например: одновременно любит и ненавидит родителей, братьев и сестер;
- Написание прощальных записок или записок-завещаний, раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи;
- Частое прослушивание печальной, депрессивной музыки.
Советы для родителей
1. Открыто обсуждайте школьные и личные проблемы детей.
2. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой. Учите его способам разрешения жизненных ситуаций.
4. Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.
5. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания ребенка.
6. Не применяйте физические наказания ни при каких условиях.
7. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. Любите и проявляйте заботу о своих детей вне зависимости от возраста, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
8. Умейте показывать свою любовь к ребенку, чаще обнимайте и целуйте его.
9. Научитесь принимать своих детей такими какие они есть. «Что посеешь, то и пожнёшь!» – гласит народная мудрость. Поэтому любите своих детей, будьте искренними и честными с ними.
10. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.
11. Будьте внимательным слушателем.
12. Помогите определить источник психического дискомфорта.
13. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
14. Помогите ребенку осознать его личностные возможности, покажите свою веру в силы ребенка.
15. Не читайте нотации, не предлагайте неоправданных утешений, не высмеивайте его мысли и идеи.
16. Не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.
17. Помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.
18. Не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание.
ПРЕДРАССУДКИ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕ
К сожалению, знания о самоубийстве среди населения являются недостаточными. Сознание многих людей заполнено предрассудками о самоубийстве, которые мешают позитивным действиям при выявлении суицидального поведения и не позволяют принимать необходимые меры в отношении суицидального человека.
Ниже приводятся наиболее распространенные заблуждения о самоубийстве, неверные выводы, которые вытекают из них (рационализации) и правильные, истинные факты, проверенные многолетними наблюдениями и подтвержденные специальными исследованиями. Это полезно знать молодым людям и их родителям.
Предрассудок: Большинство самоубийств совершается почти или совсем без предупреждения.
Факт: Большинство людей подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах из-за событий, подталкивающих к самоубийству. Эти сигналы (или призывы о помощи) могут подаваться человеком в форме прямых высказываний, физических (телесных) признаков, эмоциональных реакций или поведенческих проявлений. Они сообщают о возможности выбора самоубийства как средства избавления от боли, снижения напряжения, сохранения контроля или преодоления утраты.
Предрассудок: Не следует говорить о самоубийстве с человеком, подверженным, по вашему мнению, его риску, поскольку можно подать ему идею о совершении этого действия.
Факт: Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений - прямой вопрос о них. Открытый разговор с выражением и беспокойства, вызванного наличием у человека мыслей о самоубийстве, является для него источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью. Риск увеличивается, поскольку, попытавшись обсудить эту тему с одним собеседником и получив отказ, человек почувствует себя еще более одиноким, и проявит в последующем еще меньше энергии в поисках другого человека, способного ему помочь.
Предрассудок: Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит.
Факт: Люди, сводящие счеты с жизнью, обычно перед этим прямо или косвенно дают знать кому-нибудь о своих намерениях. Четверо из пяти людей, намеревающихся покончить с собой, перед смертью в той или иной форме говорят об этом желании с другим человеком. Отказ от серьезного отношения и участия в этих разговорах способствует наступлению смерти от самоубийства.
Предрассудок: Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания.
Факт: Суицидальные формы поведения или "демонстративные" действия некоторых людей представляют собой призыв или просьбу о помощи, посылаемую другим людям. Если никто не откликнется, то очень легко происходит переход от отчаянного крика о помощи к выводу, что никто уже никогда не поможет – и, соответственно, от отсутствия серьезных намерений умереть, к отчетливому стремлению покончить собой. Наказание за суицидальное поведение и его оценка как "недостойного" способа призыва о помощи может привести к чрезвычайно опасным последствиям. Наказание нередко производит действие, противоположное желаемому. Оказание помощи в разрешении проблем, установление контакта является эффективным методом предотвращения суицидальных форм поведения.
Предрассудок: Самоубийца определенно желает умереть.
Факт: Намерения большинства суицидальных людей остаются двойственными вплоть до момента наступления смерти. Очень немногие сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Преобладающее большинство лиц, обнаруживавших суицидальные тенденции в то или иное время своей жизни, находят способ продолжения жизни.
Предрассудок: Те, кто кончают с собой, психически больны.
Факт: Действительно, наличие психического заболевания является фактором высокого риска самоубийства. Однако многие, очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.
Предрассудок: Если человек однажды предпримет суицидальную попытку, то он больше ее уже не повторит.
Факт: Хотя большинство лиц, совершивших суицидальную попытку, обычно не переходят к самоубийству, однако многие из них повторяют эти попытки. Частота самоубийств у лиц, ранее совершавших суицидальные попытки, в 40 раз выше, чем среди населения.
Предрассудок: Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношения к самоубийствам.
Факт: Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения. Пьянство и наркотики, особенно, в состоянии отмены, могут существенно способствовать сведению счетов с жизнью.
Предрассудок: Самоубийство представляет собой чрезвычайно сложное явление, помочь самоубийцам могут только профессионалы.
Факт: Причин суицидального поведения так же много, как и людей, проявляющих его. Действительно, поиск общих закономерностей, применимых ко всем людям, показывает, что суицид - чрезвычайно сложное явление. Вместе с тем, понимание и реагирование на суицидальное поведение у конкретного человека не требует глубоких познаний в области психологии или медицины. Требуется лишь проявление внимания к тому, что человек говорит, ПРИНЯТИЕ ЭТОГО ВСЕРЬЕЗ, оказание поддержки и обращение за соответствующей помощью. Многие люди погибают в результате самоубийства лишь потому, что им не была предложена или оказалась недоступной неотложная первая помощь и поддержка.
Предрассудок: Если у человека имеется склонность к самоубийству, то она останется у него навсегда.
Факт: Большинство суицидальных кризисов являются преходящими и устраняются при соответствующей помощи. Однако если эмоциональный стресс продолжается, облегчение не наступает, а помощь не оказывается, то сохраняется риск суицидального поведения. После получения профессиональной помощи человек чаще всего способен возобновить свою обычную жизнь деятельность.
Предрассудок: Самоубийство - явление наследуемое.
Факт: Это сложный вопрос. Действительно, в последнее время ученые интенсивно ищут гены, которые могут иметь отношение к формированию суицидального поведения. Однако наличие некоторой генетической основы не означает, что человеку нельзя оказать реальную помощь, ведь речь идет о поведении человека, которое важно заметить, а после этого – обратить на него внимание врачей или психологов.
Предрассудок: Если не оставлена записка, то случившееся нельзя считать самоубийством.
Факт: Только четвертая часть из всех лиц, совершающих самоубийство, оставляют записки.
ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ
Существуют социально-психологические факторы, относящиеся к подросткам и молодым людям, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям. Среди них встречаются:
· Серьезные проблемы в семье;
· Отвержение сверстниками;
· Смерть любимого или значимого человека;
· Разрыв отношений с любимым человеком;
· Межличностные конфликты или утраты значимых отношений;
· Проблемы с дисциплиной или законом;
· Давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушающему поведению других;
· Длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
· Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;
· Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам);
· Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблемы;
· Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки);
· Заражение ВИЧ или болезнями, передающимися половым путем;
· Серьезные телесные болезни;
· Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы.
Личностные защитные факторы (у подростка):
· Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми;
· Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;
· Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе;
· Стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений;
· Открытость к мнению и опыту других людей;
· Открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания;
Культурные и социодемографические факторы:
· Участие в общественной жизни (например, в спортивных соревнованиях и событиях, клубах, обществах и т.д.);
· Хорошие, ровные отношения со сверстниками в школе;
· Хорошие отношения с учителями и другими взрослыми;
· Поддержка со стороны близких людей.
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ.
Существуют некоторые черты личности подростка или молодого человека, часто сочетающиеся с суицидальным поведением. К ним относятся:
· Нестабильность настроения или его чрезмерная изменчивость;
· Агрессивное поведение, злобность;
· Антисоциальное поведение;
· Склонность к демонстративному поведению;
· Высокая степень импульсивности, склонность к необдуманному риску;
· Раздражительность;
· Ригидность мышления;
· Плохая способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.);
· Неспособность реальной оценки действительности;
· Тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
· Идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;
· Легко возникающее чувство разочарования;
· Чрезмерная подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
· Излишняя самоуверенность;
· Чувство унижения или страха, скрывающееся за проявлениями доминирования, отвержения или демонстративного поведения по отношению к школьным друзьям или взрослым;
· Проблемы с определением сексуальной ориентации;
· Сложные, неоднозначные отношения со взрослыми, включая родителей.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ РИСКА СУИЦИДА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Любые неожиданные или драматические изменения, повлиявшие на поведение подростка или молодого человека, любые изменения в поведении, словесные и эмоциональные признаки следует принимать всерьез. К ним относятся:
· Потеря интереса к обычным видам деятельности;
· Внезапное снижение успеваемости;
· Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям;
· Плохое поведение в школе;
· Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения и прогулы;
· Увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
· Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках.
ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ СУИЦИДАЛЬНОСТИ.
Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности:
· Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
· Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
· Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
· Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;
· Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
· Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
· Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
· Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
КАК ПЕДАГОГАМ ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОДРОСТКОМ
Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в его семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе, повышению самооценки, самоуважения у ребенка.
Повышение самооценки.
Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
· Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
· Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
· Детей важно принимать такими, какие они есть.
· Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – эти строительный материал для повышения самооценки.
· Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей
Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка
Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е. неспособность или невозможность обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с человеком в это время является бесценным.
Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации.